А. Избирательное восприятие и воспоминание

Во всеохватывающей модели Кандомбле и Умбанда полная ответственность практически за все, что происходит с человеком, возлагается на Божеств и других невидимых духовных существ. Детальность данной модели поддерживается мифологическими историями. Достоверность данной модели поддерживается с помощью избирательного восприятия и поддерживающей интерпретации.

Избирательное восприятие и избирательное воспоминание означают, что человек воспринимает и удерживает в памяти ту информацию, которая поддерживает данную модель, и не замечает или забывает ту информацию, которая может нанести вред данной модели. Представим себе, что верующий Кандомбле стал безработным. Он обращается к жрецу, тот совершает необходимое жертвоприношение нужному Божеству, и через некоторое время безработному удается найти работу. Жрецы и другие верующие будут годами ссылаться на этот случай как убедительное доказательство действенности их модели. Если же безработному так и не удастся найти работу, об этом очень быстро забудут. Если десять верующих приносят в жертву козу, чтобы найти работу, и трое из них ее действительно находят, запоминаются только три этих случая. Избирательное воспоминание является простейшим механизмом поддержания убеждений.

Б. Поддерживающая интерпретация.

Если этот механизм не срабатывает, к примеру, если кто-то продолжает приносить овец в жертву, но так не находит работу, переходят к комплексному механизму поддерживающей интерпретации. Это означает, что кто-то признает наличие фактов, которые наносят модели вред, однако придает этим фактам другое значение. Если кто-то, несмотря на многочисленные жертвоприношения, так и не находит работу, это может означать, что модель не работает. Например, это может означать, что вообще не существует никаких Божеств, или что они существуют, но у жрецов на самом деле нет с ними контакта. В этом случае жрецы могут выдвинуть альтернативную интерпретацию. Неудачи они могут объяснять воздействием черной магии. Или неверными действиями верующего после совершения жертвоприношения и т. д. Что бы ни произошло, жрецы исходят из непреложной действенности модели и используют все свои навыки, чтобы дать фактам такую интерпретацию, которая будет поддерживать модель.

В Кандомбле жрецы иногда прибегают к тому, что сами протягивают божествам руку помощи (Willemien Westra 1987). Например, жрецы могут тайно оказывать давление на того, кому они когда-то помогли, с тем, чтобы помочь безработному найти работу. Или иногда в самых крайних случаях - они могут собственноручно тайно устанавливать в доме безработного физические символы черной магии.



ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Ни один из вышеназванных одиннадцати факторов не может сам по себе дать Убедительное объяснение поразительных результатов Кандомбле. Однако все вместе они могут это сделать. Все эти факторы образуют в ритуале единое рое: они усиливают и поддерживают друг друга в переплетении своих эффектов и значений. Так, мифология поддерживает веру в осуществимость цели («Все возможно для того, кто верит»). А когда цель достигнута, она, в свою очередь, поддерживает силу мифологии. Так, избирательное восприятие и поддерживающая интерпретация в значительной степени увеличивают силу предсказаний-оракулов. А «достоверность» предсказаний, свою очередь, способствует повышению веры в осуществимость цели. Благодаря достижению цели возрастает авторитет жреца. А авторитет жреца, в свою очередь, вызывает у клиента большее стремление к избирательному восприятию и поддерживающей интерпретации в отношении его предсказаний-оракулов и т. д. Нет необходимости в одновременном включении всех этих процессов. Однако когда их достаточно, возникает весьма сильная система.

ТЕРРЕЙРО TYFAC

(Tyfac — название легкого и прочного синтетического материала, сделанного для космических целей «space-age». Буквально «террейро tyfac» — шатер из синтетического материала для совершения магических ритуалов. Прим. Ред.)

А теперь, после анализа того, что происходит в Бразилии во время магических ритуалов, давайте взглянем на то, что мы можем осуществить в своей собственной культуре. Для начала приведем описание парамагаческого помещения («tyfac террейро»), в котором мы осуществляем некоторые парамагические техники, приспособленные к западной культуре. Необходимо отметить, что это только один ряд явлений парамагии. Существует также множество других форм. То, что мы описываем здесь, это не вся парамагия, а лишь одна часть парамагии.



Ритуалы не могут проводиться в любом месте. Ритуал, как правило, проводится в специальном помещении, иногда в специальном месте на открытом воздухе. Очевидно, что предпочтение чаще отдают закрытым помещениям. В тех культурах, где отсутствуют определенные климатические ограничения, религиозные и магические ритуалы, как правило, выполняются в помещении. Возможно, замкнутость помещения отражает социальную замкнутость ритуала Кэмпбелл (в Hart 1990) высказывает мнение, что еще первобытный человек использовал при выполнении ритуалов акустические особенности больших, укрепленных хижин. Итак, у жрецов Кандомбле есть свои террейро. А что же есть у нас, действующих в качестве парамагов? Тент, флаги и другие ритуальные предметы из стекловолокна и tyfac (легкого, дешевого материала «space-age»), полностью переносное ритуальное оборудование для большого помещения. Террейро tyfac может перенести один человек. Его можно взять с собой в поезд или сдать в багаж в самолете. Оно может быть установлено в течение нескольких часов. Наше террейро tyfac является символом интеграции древних традиций (аспект террейро) в нынешнем окружении и нового времени (аспект tyfac).

TЕHT OPAKУЛA

Наше террейро устроено таким образом, что идеально заключает в себе три помещения:

(а) Социальное помещение.

Эго своего рода столовая с по возможности более широким выбором вкусных напитков и закусок. Здесь участников встречают, и сюда они приходят во время перерывов.

(б) Дидактическое помещение.

Это помещение, в котором имеются диапроектор и выдвижной экран. Здесь даются необходимые пояснения, обдумывается сложившаяся ситуация и обсуждаются теоретические вопросы,

(в) Ритуальное помещение.

Это помещение является самым важным. Здесь мы выполняем разработанные нами парамагические техники. Это помещение достаточно просторное и способно вместить тридцать танцующих участников. Оно задрапировано разноцветной индийской хлопчатобумажной тканью. В помещении темно, оно едва освещено желтыми лампами. Кроме того в ритуальном помещении находятся всевозможные парамагические объекты, среди которых трехметровый тент оракула белого цвета, различные парамагические стяги, прозрачная, освещенная желтым светом пирамида высотой в человеческий рост, всевозможные барабаны, звуковая аппаратура, спикеры, свечи, емкости с фимиамом, подносы и т. д.


a-pismo-generalnogo-sekretarya-diego-saavedra-sejidu-muhammadu-ibn-muhammadu-azarkanu-14-iyulya-1923-goda.html
a-po-detyam-lyudi-kak-izvestno-sudyat-o-roditelyah-nevospitannie-deti-nerazumnie-i-nevospitannie-roditeli-nuzhno-li-vam-takoe-mnenie-o-vas-v-obshestve.html

a-pismo-generalnogo-sekretarya-diego-saavedra-sejidu-muhammadu-ibn-muhammadu-azarkanu-14-iyulya-1923-goda.html
a-po-detyam-lyudi-kak-izvestno-sudyat-o-roditelyah-nevospitannie-deti-nerazumnie-i-nevospitannie-roditeli-nuzhno-li-vam-takoe-mnenie-o-vas-v-obshestve.html
    PR.RU™