А — дорический; Б — тосканский; В — ионический; Г — коринфский; Д — композитный

Дори́ческий о́рдер — один из ордеров классической архитектуры. Различают греческий и римский дорический ордер. Последний имеет разновидности — римский с мутулами и римский с зубцами (дентикулами). Римско-дорический ордер. Римско-дорический ордер не имеет почти ничего общего с греческим ордером. Он отличается прежде всего нарушением пропорций: колонна стала длиннее; её фуст утрачивает припухлость и представляет собой прямой, сухой ствол, суживающийся кверху.фуст

Ионический ордер. Что касается ионического ордера, то он утратил у римлян в значительной степени благородное изящество, каким отличался у греков: его колонна нередко остаётся без каннелюр, а если они и покрывают её, то тянутся снизу до самых волют, сокращая орнаментацию под ними в маленькую полоску.ионического ордера

Коринфский ордер. Римляне употребляли предпочтительно коринфский ордер, переделав его по- своему и сообщив ему большую роскошь. В капители коринфской колонны они увеличили число аканфовых листьев и придали им несколько иной вид, скруглив и закрутив их края; кроме того, для пущей нарядности, они примешивали к ним листья лавра и других растений, причём иногда отливали эти украшения капители из бронзы.коринфский ордер

Композитный ордер. Кроме того, римляне придумали ещё более пышный стиль, соединив в капители его колонн детали коринфской и ионической капителей, а именно поместив над аканфовыми листьями первой горизонтально лежащей волюты вторую. Таким образом, появился стиль, которому присвоено название «римского» или «композита». Отличается особой пышностью; его характерный элемент – капитель с четырьмя крупными волютами (как в ионическом ордере), но с вертикальным цилиндрическим ядром (как в коринфском ордере), которое окружают акантовые листья в двух уровнях.

Сформировался в поздний период римской архитектуры. Он является результатом соединения элементов ионического и коринфского ордеров. Основные пропорции те же, что и у коринфского ордера, сходно и построение антаблемента. Излишнюю сложность и нагромождение форм представляет собой капитель, образованная совмещением коринфской и ионической капителей. Композитный ордер носит подчеркнуто декоративный характер

Тосканский ордер Тосканский ордер является архаической разновидностью ордера дорического.
Тосканский ордер имеет следующие особенности:

1. Капитель. По форме капитель дополняется перехватом (выемкой, шейкой).



2. Антаблемент. Состоит из двух деревянных балок, лежащих рядом.

3. Крыша. Выполняет роль карниза. Сильно свешивается в виде навеса.

4. В тосканском ордере отсутствует фриз и каннелюра.

Название связано с архитектурой этрусков (тусков). В греческой системе ордеров отсутствует, хотя похож на более простой в деталях греческий дорический ордер, с которым его сближают формы и пропорции Фриз тосканского ордера лишен триглифов и метоп. Отсутствуют мутулы под выносной плитой карниза. Стволы колонн, обладающие большей толщиной, чем дорические – гладкие, без каннелюр. Предельно простые базы состоят только из плинта и торуса. Высота колонны обычно соответствовала семи ее нижним диаметрам.

1. Ярусное расположение ордеров( колизей в Риме)

2. Раскрепованный ордер (способ пластического тектонического членения фасада, когда колонна (пилястра) вместе с находящейся над ней частью антаблемента и, если есть, с пьедесталом выдвинута по отношению к стене)

3. Ордерная арка

4. Аркада на колоннах

5. Детали композитного ордера

6. Детали антаблемента композитного ордера

7. Тосканский Клизей( нижний ярус)

8. Римско-дорический ( театр Марцелла в Риме 1 в до н.э.)

9. Ионический ( Колизей, Рим)

10. Коринфский (Пантеон конец 1 в до н.э. ( 117-128гг))

11. Композитный (храма Марса Ультора., Арка Тита 81г.)

30. Римская арочно-ордерная ячейка( схемаплана, фасад , разрез)

· Рим. Колизей (80 г до н э)

· Рим. Табуларий, (78 г до н.э.)

Впервые в римской архитектуре арка была обьединена с ордером и образовала устойчивы композиционный элемент- арочно-ордерную ячейку, получившем в дальнейшем широкое распространение.

Арка и стена составляют независимую несущую конструкцию. Ордер с убедительно выявленным рельефом полуколонн и антаблемента зрительно претендует на ту же роль, но, кроме того , он выполняет функции расчленения обьема сооружения и плоскости стены и функцию декора.



Мысленно отбросив ордер , мы получим утилитарную конструкцию и потеряем художественный образ. Отбросив арки стену , мы получим ордерную форму. Не способную существовать самостоятельно.

31. Формирование типологии древнеримских храмов на примере храмов весты в Тибуре( Тиволи) , храмов на Бычьем форуме в Риме, Марса Ультора в Риме, « Квадратного дома» в Ниме.

Деревянная архитектура с терракотовой орнаментикой полновластно царила в Риме в III в. до н. э. и только в следующем столетии начала уступать место каменным постройкам.

Храмы сооружали из мягкого вулканического туфа, позднее каррарский, мрамор, и «тибуртинский» твердый известняк стали применяться повсеместно только в эпоху Августа. Из мягкого кампанского туфа не удавалось вытесать длинные прочные балки, поэтому зодчим приходилось создавать арочные своды. Кроме того, мягкий туф не позволял делать такие выразительные орнаменты, как на греческих мраморных храмах, постройки украшали гипсовой пластикой. Использование обожженного кирпича дало возможность сначала возводить каркас стен, а затем облицовывать их плитами из туфа.

Первоначально религия италиков, не требовала изображения божеств и храмов. Богам посвящались алтари в лесу, у источников и т.п.

Постепенно под влиянием этрусков и греков религиозные представления римлян изменились. Появились статуарные изображения богов; для их сохранения понадобились храмы..

Впоследствии тесная связь между государственной властью и религией была характерной чертой римской республики, предопределяющей появление нового типа храма- псевдопериптера, отвечающий потребностям архитектуры своего времени.

В V—IV вв. до н.э. в Риме и других городах Лация было выстроено множество храмов на высоком подии (до 5 м высотой) с глубоким передним портиком, примерно равным по размерам целле, с широко расставленными деревянными колоннами и обильным терракотовым рельефным декором фронтонов. Другой разновидностью был храм италийского типа, имевший боковые портики, замкнутые продолженной задней стеной целлы.

Примером псевдопериптера развитого типа может служить храм Фортуны Вирилис( 42-38 гг до н э.) на Бычьем рынке в Риме. Сооружение выполнено из туфа и травертина , а затем оштукатурено. Портик и цела храма установлены на высоком подиуме- пьедестале. Широкая торжественная лестница оформляет главный фасад. Колоннада портика и полуколонны , членящие стену целы- ионического ордера. Фриз ордера украшали гирлянды, венчающие главные части здания- каменная резьба.

Храм значительно отличался от периптера. В псевдопериптере достигнуто максимальное выделение главного фасада. Ордер выполняет функцию объединения контрастно противопоставленных друг другу глубокого пространства портика и замкнутого объема целы.

Усиливщийся интерес к центрическим сооружениям эллинизма проявился в создании круглых перептальных храмов. Храм Весты на Бычьем рынке( середина 1 в до н э) был выполнен из паросского мрамора в греческой технике кладки. Основной объем сооружения обегала колоннада коринфского ордера, с великолепно выполненными капителями.

Сложные комплексы представляли собой святилища республиканского периода. В них тесно сочетались достижения в области строительства и практически все известные римлянам приемы объемно-пространственные композиции.

В отличае от рима картина развития культовой архитектуры в далеких провинциях была достаточно пестрой.

Типичным примером постройки , созданной под влиянием римской традиции может служить храм Марса Ультора на форуме Августа в Риме( 2 г до н э) План храма прост и в схеме может быть сведен к обычному простилю, по обеим сторонам которого добавлено по ряду колонн. Высившийся на высоком подии( 3,5 м) храм имел громадные размеры. Ширина его портика составляла 35 м, высота колонн 17,7м.

Во второй половине 1 в декор храмов утрацивает ясность построения. Натураличность изображаемых растительных и орнаментальных мотивов и изобилие декора скрывают формы обломов.


a-kak-zhe-svoboda-vibora-razve-ya-ne-mogu-brosit-shkolu-tvoreniya.html
a-kakim-mozhet-bit-vnutrennij-mir-cheloveka-poprobujte-podobrat-epiteti-k-slovosochetaniyu-vnutrennij-mir-pochemu.html

a-kak-zhe-svoboda-vibora-razve-ya-ne-mogu-brosit-shkolu-tvoreniya.html
a-kakim-mozhet-bit-vnutrennij-mir-cheloveka-poprobujte-podobrat-epiteti-k-slovosochetaniyu-vnutrennij-mir-pochemu.html
    PR.RU™