А. Действующие и принятые содержательные установки

Вопросы утверждения нового скаутского метода НОРС-Р

Оценка состояния скаутского метода организации позволит осознать результаты развития НОРС-Р в содержании. На основе анализа результатов мы можем сделать попытку прогнозирования будущего и выразить это в новой редакции скаутского метода НОРС-Р.

Для этого попробуем проанализировать достижения прошлых этапов и вспомним скаутский метод НОРС-Р, принятый в 2001 г. Сейчас мы не предлагаем делать детальный отчет о работе организации и офиса, но в целом надо отметить, что, благодаря инициативе людей и выполнению принятых решений, НОРС-Р ускорила процесс развития, и изменения в содержании работы являются востребованной задачей.

А. Действующие и принятые содержательные установки

Конференция НОРС-Р в 2001 г. в Комарово предложила в первом чтении проект миссии НОРС-Р:

Через организацию деятельности на основе национального скаутского метода развивать молодежь как патриотов, думающих и делающих дела на пользу Родине, активных граждан, успешно входящих в будущность и изменяющих его.

Образовательный стандарт при нахождении в скаутской организации до 18 лет включает в себя следующие составляющие:

  1. Воспитание в сообществе (или, как раньше, коллективе), когда человек может понять и уважать ценности не только других, но и группы.
  2. Духовное развитие.
  3. Гражданская ответственность.
  4. Историческое самосознание.
  5. Специальные навыки жизнедеятельности в длительной игре - скауты.
  6. Навыки оказания помощи людям.

7. Местный стандарт.

Суть введения стандартов – указать и показать результат деятельности воспитанника в составе скаутской группы.

Внедрение скаутского метода НОРС-Р проводилось через организацию системных событий: Джамбори, курсов, слетов, проектов, соревнований, проводимых в масштабах НОРС-Р.

В декабре 2016 года расширенный совет сделал попытку актуализировать скаутский метод в современных условиях. Были определены следующие ориентиры:

- Самостоятельность

- Ответственность

- Универсальность

- Компетентность - мобильность (мыслит, умеет, делает)

- Активная жизненная позиция

- Нравственно-духовный стержень

- Лидерские качества

- Ценность семьи - уважение к родителям

- Скаутские знания, умения, навыки

- Любовь к скаутингу

- Историчность

Можно только предполагать, сколько руководителей реально слышали и руководствовались в своей деятельности этими решениями, но настало время подвести итог.

Б. Анализ результатов



Для анализа результатов применения «метода НОРС-Р» было проведено анкетирование руководителей групп НОРС-Р в количестве 29 человек. Спасибо тем, кто написал и особенно тем двоим, кто это сделал сам и прислал! Это было как-то неожиданно!

Опрос руководителей включал в себя несколько блоков для определения результативности заявленных позиций:

1. Результаты развития воспитанников.

2. Определение ресурсов деятельности групп.

3. Результаты взаимодействия внутри НОРС-Р.

4. Применение ориентиров метода НОРС-Р.

По результатам опроса можно зафиксировать следующее представление руководителей групп об итогах использования метода НОРС-Р.

Основные воспитательные результаты организации лежат в сфере нравственно-личностного воспитания. Ведущими качествами воспитанников являются общечеловеческие качества, дружелюбие и взаимовыручка, честь, гордость за страну, обязательность, дисциплинированность и стремление к саморазвитию. Значимыми, но не ведущими являются лидерские качества. Вырабатывается положительное отношение к Родине и ближним, а также к труду, к младшим и природе.

Личные достижения воспитанников можно определить по трем позициям, не имеющим, впрочем, ярко выраженных преимуществ. Первая позиция – работает традиционная скаутская методика и зачеты по разрядам. Вторая позиция – проявление полученных знаний в школьной программе и жизни. Третья позиция – полученные лидерские навыки.

Каких ребят привлекает скаутинг? Прежде всего, творческих, стремящихся к активной жизни. Лидерские качества являются одним из показателей, приводящих в скаутинг. Не отмечался особый социальный статус ребят и проблемы с неформальными сообществами.

Результаты выполнения образовательного стандарта можно представить следующим образом:

1. Воспитание в сообществе. Линия предполагала создание жизнедеятельности, где скауты активно взаимодействуют – от патрульного уровня до государственного. В результате использование патрульной системы как системы воспитания в микро- сообществе присутствует активно. Редко присутствуют взаимодействие с более широким молодежным кругом (6 примеров). Взаимодействие с институтами общества, муниципалитетами, органами власти, молодежной политики практически отсутствует. В основном все действия замыкаются внутри самой организации. Не получило развитие в полном объеме данной направленности, наблюдается замыкание на себя.



2. Духовное развитие. 20 представленных примеров связаны с православными службами, событиями и проходят в традиционном для церкви русле. 16 событий связано с другими формами. Поиска новых форм работы в направлении духовного воспитания не выявлено, как и координации этой деятельности в организации.

3. Гражданская ответственность. Представлено 9 форм активной деятельности помощи окружающим, сообществу. 7 форм меют познавательный характер. Не упоминаются семья, друзья, школьное сообщество, муниципалитеты, регион, Россия. Направление размыто, форм коллективной деятельности не показано. Формы простые, без креатива. Встаёт вопрос о социальной актуальности деятельности.

4. Скаутинг – специальные навыки.Игровые формы не представлены: разведка, ночные игры, шифры. Практически не поддерживаются традиции как часть метода. Основная форма – туризм выходного дня. Зачетных вариантов не представлено. Вывод: упрощенная деятельность на природе – главный вариант. В некоторых случаях видна специализация и изучение первой помощи. Скаутинг как игра не просматривается.

5. Навыки оказания помощи людям. Действие фрагментарно, хоть и разнообразно выражено. Большинство групп занимается данным направлением не постоянно. Общей скаутской системы обучения, демонстрации и обратной связи нет. Только 6 ответов по теме.

6. Местный стандарт. Специфические формы деятельности каждой группы в зависимости от местных условий и интересов слабо развиты. Большинству групп не свойственно наличие оригинальной деятельности, за исключением разнообразных форм добрых дел.

Выводы:

1. Деятельность организации в большей степени замыкается сама на себя. Формы деятельности не развиваются и имеют все более кружковый характер. Скаутинг перестает быть блестящей методикой, и даже в старинном ее исполнении мы не используем все возможности. Возраст руководительского состава в большей степени напоминает опытный коллектив педагогического учреждения, чем молодежной структуры. В целом развитие организации шло в направлении заявленной миссии, и она в определенной степени была выполнена. Но уровень исполнения не позволил создать социально – активную позицию в детской среде, что повлияло бы на авторитет скаутинга и его развитие. Ясно прослеживаются тенденции замыкания на себя и ухода в мемориальную фазу. Кроме того, явно не сработала идея активного обмена методикой, выработки передовых форм и технологий в сетевой организации.

2. Методика так и осталась унитарной, экспериментальной, авторской, т.е. НЕ СЕТЕВОЙ.

3. Заказчиками деятельности скаутов являются: первое место и, несомненно, более значимое – родители, второе – образовательные учреждения, затем – частные лица, общественные организации, местное самоуправление. Итак, возможная сетевая программа должна в идеале взаимодействовать с родителями, как с наиболее заинтересованным субъектом нашей деятельности.

4. Взаимодействие внутри организации в целом хаотичное. Несколько выделяется Джамбори, сетевая работа. Но ярких системных точек, которые имеют абсолютный охват, не видно.

5. Систему рангов сравнить не удалось, поскольку с трудом она выявлялась, за исключением групп ОРЮР. Такое ощущение, как был дан старт в 90-е, так на этом и в значительной степени живем.

6. Нам не хватило усилий и решений для того, чтобы метод как система деятельности был реализован в планируемых целевых решениях.

Д. Пути развития

Решения, принятые на государственном уровне и создание детских организаций в различных вариантах четко и ясно обозначили пути и нашего развития. С одной стороны, Совет НОРС-Р приветствовал создание РДШ и предлагал свою методическую помощь (игнор), но, с другой стороны, мы можем наконец-то определить свое место в работе с детьми в России.

Можно предположить три сценария развития отношения к скаутингу.

1. Первый сценарий. И он к нам не относится уже: получение госзаказа на развитие в русле поддержки детского движения государством, участия в РДШ и пр. Но нам не надо тратить время на развитие массовых методик.

2. Нам дают развиваться, опираясь на собственные силы и действия в рамках требований к подобной деятельности. Это происходило в последние годы, и надо признаться, что самостоятельность дает свои плоды: мы медленно, но устойчиво развиваемся.

3. Сценарий негативного отношения к нам (как якобы к конкурентам РДШ) как наверху, так и на местном уровне. Деятельность групп на местах, как правило, признаваема в местных сообществах, т.к. деятельность наша – реальна и полезна. Но всегда могут найтись новые кадры, которые будут иметь свое мнение, тем более, если вдруг будет дана команда сверху …

Мы должны предпринять все меры для дальнейшего развития событий по второму сценарию, используя авторитет НОРС-Р и возможности для диалога с государством. Но надо быть готовыми и к 3 варианту.

В случае второго варианта, необходимо продолжать строить организацию, стремиться к ее расширению и, возможно, поискать методики сетевого плана (благодаря нам, популярный теперь термин).

Е. Миссия организации

При поступательном развитии организации миссия и цель постоянно переосознаются и совершенствуются. Перспектива развития организации прояснилась. В случае тертьего сценария мы входим в ситуацию сжатия и максимального самосохранения (мемориальная фаза). Было бы замечательно оставить о себе память в виде прекрасной методики, которую могут повторить в любом месте. Тогда наша миссия – сохранение скаутинга. Это требует осмысления и плана действий. Скаутинг вечен и, нет сомнения, будет существовать и далее.

Предполагая второй сценарий развития, мы понимаем, что развитие скаутской организации не может быть самоцелью, цель должна влиять на развитие. В нынешний момент, после актуализации на Совете в декабре некоторых аспектов нашего понимания воспитательных результатов, можно предложить следующие варианты:

Вариант 1. Саморазвивающаяся организация, определяющая особый «скаутский образ жизни».

Максимальная независимость от государства и политических институтов.

Вариант 2: Воспитание патриотов через скаутскую организацию.

Вариант 3 Услуги молодежного досуга.

Организация и пропаганда скаутинга как особого способа проведения свободного времени.

Скаутский метод НОРС-Р

Приложение. Варианты наполнения ступеней

Дискуссионная площадка прошла на гонке патрулей

1 ступень 2 ступень 3 ступень
Песенные вечера Оркестр Стрельба Поход Ермака Вечерний костёр Ночевка в палатке Первый поход Пещера Еда на костре Скаутский дух Песни СГУЩЁНКА Знакомство Костёр Поедание сладенького Игры Походы Время на природе Лагеря Огонёк Лесной патруль Добрые дела Джамбори 2016 РВС Катамараны Скалодром Тайный друг Новые кричалки Благотворительная ярмарка Встречать старых знакомых Финское джамбори Поход по Балтийскому побережью Неожиданные вкусняшки от руководителей Сон после тяжелой работы Знакомства и поездки по другим городам Водные испытания Готовка в полевых условиях Торжественное обещание ДАЁШЬ НОВЫЕ ЗАКОНЫ! Единые нашивки Построение по тревоге Маскировка Джамбори Компания Квас+кефир СССР+муми Горные походы Эскимоские игры Рафтинг Суд чести Альпинизм Скалолазание Джамбори Работа в стафе Сценки со смыслом Батюшка облил святой водой Облили водой из брандспойта Ночные игры Узлы Походы в горы

Вопросы утверждения нового скаутского метода НОРС-Р

Оценка состояния скаутского метода организации позволит осознать результаты развития НОРС-Р в содержании. На основе анализа результатов мы можем сделать попытку прогнозирования будущего и выразить это в новой редакции скаутского метода НОРС-Р.

Для этого попробуем проанализировать достижения прошлых этапов и вспомним скаутский метод НОРС-Р, принятый в 2001 г. Сейчас мы не предлагаем делать детальный отчет о работе организации и офиса, но в целом надо отметить, что, благодаря инициативе людей и выполнению принятых решений, НОРС-Р ускорила процесс развития, и изменения в содержании работы являются востребованной задачей.

А. Действующие и принятые содержательные установки

Конференция НОРС-Р в 2001 г. в Комарово предложила в первом чтении проект миссии НОРС-Р:

Через организацию деятельности на основе национального скаутского метода развивать молодежь как патриотов, думающих и делающих дела на пользу Родине, активных граждан, успешно входящих в будущность и изменяющих его.

Образовательный стандарт при нахождении в скаутской организации до 18 лет включает в себя следующие составляющие:

  1. Воспитание в сообществе (или, как раньше, коллективе), когда человек может понять и уважать ценности не только других, но и группы.
  2. Духовное развитие.
  3. Гражданская ответственность.
  4. Историческое самосознание.
  5. Специальные навыки жизнедеятельности в длительной игре - скауты.
  6. Навыки оказания помощи людям.

7. Местный стандарт.

Суть введения стандартов – указать и показать результат деятельности воспитанника в составе скаутской группы.

Внедрение скаутского метода НОРС-Р проводилось через организацию системных событий: Джамбори, курсов, слетов, проектов, соревнований, проводимых в масштабах НОРС-Р.

В декабре 2016 года расширенный совет сделал попытку актуализировать скаутский метод в современных условиях. Были определены следующие ориентиры:

- Самостоятельность

- Ответственность

- Универсальность

- Компетентность - мобильность (мыслит, умеет, делает)

- Активная жизненная позиция

- Нравственно-духовный стержень

- Лидерские качества

- Ценность семьи - уважение к родителям

- Скаутские знания, умения, навыки

- Любовь к скаутингу

- Историчность

Можно только предполагать, сколько руководителей реально слышали и руководствовались в своей деятельности этими решениями, но настало время подвести итог.

Б. Анализ результатов

Для анализа результатов применения «метода НОРС-Р» было проведено анкетирование руководителей групп НОРС-Р в количестве 29 человек. Спасибо тем, кто написал и особенно тем двоим, кто это сделал сам и прислал! Это было как-то неожиданно!

Опрос руководителей включал в себя несколько блоков для определения результативности заявленных позиций:

1. Результаты развития воспитанников.

2. Определение ресурсов деятельности групп.

3. Результаты взаимодействия внутри НОРС-Р.

4. Применение ориентиров метода НОРС-Р.

По результатам опроса можно зафиксировать следующее представление руководителей групп об итогах использования метода НОРС-Р.

Основные воспитательные результаты организации лежат в сфере нравственно-личностного воспитания. Ведущими качествами воспитанников являются общечеловеческие качества, дружелюбие и взаимовыручка, честь, гордость за страну, обязательность, дисциплинированность и стремление к саморазвитию. Значимыми, но не ведущими являются лидерские качества. Вырабатывается положительное отношение к Родине и ближним, а также к труду, к младшим и природе.

Личные достижения воспитанников можно определить по трем позициям, не имеющим, впрочем, ярко выраженных преимуществ. Первая позиция – работает традиционная скаутская методика и зачеты по разрядам. Вторая позиция – проявление полученных знаний в школьной программе и жизни. Третья позиция – полученные лидерские навыки.

Каких ребят привлекает скаутинг? Прежде всего, творческих, стремящихся к активной жизни. Лидерские качества являются одним из показателей, приводящих в скаутинг. Не отмечался особый социальный статус ребят и проблемы с неформальными сообществами.

Результаты выполнения образовательного стандарта можно представить следующим образом:

1. Воспитание в сообществе. Линия предполагала создание жизнедеятельности, где скауты активно взаимодействуют – от патрульного уровня до государственного. В результате использование патрульной системы как системы воспитания в микро- сообществе присутствует активно. Редко присутствуют взаимодействие с более широким молодежным кругом (6 примеров). Взаимодействие с институтами общества, муниципалитетами, органами власти, молодежной политики практически отсутствует. В основном все действия замыкаются внутри самой организации. Не получило развитие в полном объеме данной направленности, наблюдается замыкание на себя.

2. Духовное развитие. 20 представленных примеров связаны с православными службами, событиями и проходят в традиционном для церкви русле. 16 событий связано с другими формами. Поиска новых форм работы в направлении духовного воспитания не выявлено, как и координации этой деятельности в организации.

3. Гражданская ответственность. Представлено 9 форм активной деятельности помощи окружающим, сообществу. 7 форм меют познавательный характер. Не упоминаются семья, друзья, школьное сообщество, муниципалитеты, регион, Россия. Направление размыто, форм коллективной деятельности не показано. Формы простые, без креатива. Встаёт вопрос о социальной актуальности деятельности.

4. Скаутинг – специальные навыки.Игровые формы не представлены: разведка, ночные игры, шифры. Практически не поддерживаются традиции как часть метода. Основная форма – туризм выходного дня. Зачетных вариантов не представлено. Вывод: упрощенная деятельность на природе – главный вариант. В некоторых случаях видна специализация и изучение первой помощи. Скаутинг как игра не просматривается.

5. Навыки оказания помощи людям. Действие фрагментарно, хоть и разнообразно выражено. Большинство групп занимается данным направлением не постоянно. Общей скаутской системы обучения, демонстрации и обратной связи нет. Только 6 ответов по теме.

6. Местный стандарт. Специфические формы деятельности каждой группы в зависимости от местных условий и интересов слабо развиты. Большинству групп не свойственно наличие оригинальной деятельности, за исключением разнообразных форм добрых дел.

Выводы:

1. Деятельность организации в большей степени замыкается сама на себя. Формы деятельности не развиваются и имеют все более кружковый характер. Скаутинг перестает быть блестящей методикой, и даже в старинном ее исполнении мы не используем все возможности. Возраст руководительского состава в большей степени напоминает опытный коллектив педагогического учреждения, чем молодежной структуры. В целом развитие организации шло в направлении заявленной миссии, и она в определенной степени была выполнена. Но уровень исполнения не позволил создать социально – активную позицию в детской среде, что повлияло бы на авторитет скаутинга и его развитие. Ясно прослеживаются тенденции замыкания на себя и ухода в мемориальную фазу. Кроме того, явно не сработала идея активного обмена методикой, выработки передовых форм и технологий в сетевой организации.

2. Методика так и осталась унитарной, экспериментальной, авторской, т.е. НЕ СЕТЕВОЙ.

3. Заказчиками деятельности скаутов являются: первое место и, несомненно, более значимое – родители, второе – образовательные учреждения, затем – частные лица, общественные организации, местное самоуправление. Итак, возможная сетевая программа должна в идеале взаимодействовать с родителями, как с наиболее заинтересованным субъектом нашей деятельности.

4. Взаимодействие внутри организации в целом хаотичное. Несколько выделяется Джамбори, сетевая работа. Но ярких системных точек, которые имеют абсолютный охват, не видно.

5. Систему рангов сравнить не удалось, поскольку с трудом она выявлялась, за исключением групп ОРЮР. Такое ощущение, как был дан старт в 90-е, так на этом и в значительной степени живем.

6. Нам не хватило усилий и решений для того, чтобы метод как система деятельности был реализован в планируемых целевых решениях.


a-individ-v-arhaicheskom-kollektive.html
a-intensivnaya-destrukciya-povrezhdyonnih-kletok.html

a-individ-v-arhaicheskom-kollektive.html
a-intensivnaya-destrukciya-povrezhdyonnih-kletok.html
    PR.RU™